369001, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Коста Хетагурова, д. 101institutabuhanifa@yandex.ru

Завершилась работа Международной научно-практической конференции «Роль Ислама в укреплении духовно-нравственных ценностей в условиях современных геополитических», приуроченной к 30-летию КЧИИ

3.12.2023 г.
Завер­ша­ю­щим днём рабо­ты Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Роль Исла­ма в укреп­ле­нии духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей в усло­ви­ях совре­мен­ных гео­по­ли­ти­че­ских рис­ков» стал круг­лый стол на тему: «Фор­мы и мето­ды транс­ля­ции тра­ди­ци­он­ных рос­сий­ских духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей». Участ­ни­ки высту­пи­ли с раз­лич­ны­ми докла­да­ми, где были затро­ну­ты такие про­блем­ные вопро­сы, как рас­про­стра­не­ние идей «так­фи­ра» (лож­ное обви­не­ния в веро­от­ступ­ни­че­стве), пове­де­ние мусуль­ма­ни­на в мно­го­кон­фес­си­о­наль­ном соци­у­ме и сохра­не­ние нрав­ствен­но­го обли­ка Исла­ма. По завер­ше­нию круг­ло­го сто­ла, участ­ни­ка­ми кон­фе­рен­ции была при­ня­та сле­ду­ю­щая резо­лю­ция:

1. Рос­сий­ские мусуль­ман­ские лиде­ры, а так­же пред­ста­ви­те­ли мусуль­ман евро­пей­ских стран, стран Ближ­не­го Восто­ка и Азии, участ­ни­ки кон­фе­рен­ции в лице Исла­ма, выра­жа­ют общую оза­бо­чен­ность и бес­по­кой­ство в вопро­се экс­пан­сии и рас­про­стра­не­ния гло­ба­лист­ских деструк­тив­ных иде­а­лов и идео­ло­гий. Созда­тель все­го суще­го — Аллах Все­мо­гу­щий сохра­нил чело­ве­че­ские гуман­ные цен­но­сти путем уста­нов­ле­ния трех миро­вых рели­гий, кото­рые послу­жи­ли осно­вой рас­про­стра­не­ния и сохра­не­ния духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей на про­тя­же­нии мно­гих веков.

Века­ми суще­ство­вав­шая куль­ту­ра и нрав­ствен­ное насле­дие мусуль­ман под­пи­тан­ные све­том Свя­щен­но­го Кора­на и Сун­ны, сыг­ра­ли важ­ней­шую роль в фор­ми­ро­ва­нии самой про­цве­та­ю­щей циви­ли­за­ции, пода­рив­шей миру высо­чай­шие мораль­ные и нрав­ствен­ные устои и свод пра­вел пра­вед­но­сти и бла­го­че­стия. Тон­кая коди­ров­ка и рас­пре­де­ле­ние уров­ней соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти в ислам­ской эти­ке-отно­ше­ний не име­ет себе рав­ных. Любовь к ближ­не­му, мило­сер­дие к каж­до­му в неза­ви­си­мо­сти от цве­та кожи или кон­фес­сии, под­дер­жа­ние род­ствен­ных свя­зей, защи­та рас­те­ний и живот­ных, морей и рек, все это отра­жа­ет­ся в тон­кой струк­ту­ре мораль­но нрав­ствен­ной сущ­но­сти мусуль­ма­ни­на. И важ­ной состав­ля­ю­щей это­го кодек­са нра­вов и мора­ли явля­ет­ся любовь к Отчизне, ува­же­ние к семье и узам, к зем­ле род­ной.

Каж­дый мусуль­ма­нин обя­зан при­ни­мать прав­ду как нечто свы­ше и не допус­кать раз­ру­ше­ний обще­при­знан­ных цен­но­стей рели­гии и сво­ей стра­ны.

Тра­ди­ци­он­ные рели­гии явля­ют­ся фун­да­мен­том духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей наро­дов не толь­ко в Рос­сии, но и во всем мире.

2. Мы видим серьёз­ную угро­зу пла­не­тар­но­го мас­шта­ба, кото­рая отра­зить­ся не толь­ко на раз­ви­тии чело­ве­че­ства и его про­грес­сив­ном суще­ство­ва­нии, но так­же при­ве­дёт в конеч­ном ито­ге к апо­ка­лип­ти­че­ским послед­стви­ям. Всё это в след­ствии под­ме­ны веко­вых рели­ги­оз­но-тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей и мора­лей на некую новую вер­сию сво­бо­ды само­опре­де­ле­ния, кото­рая явля­ет­ся выра­же­ни­ем амо­ра­лиз­ма. Либе­раль­ный под­ход запад­ных идео­ло­гов мож­но назвать и сопо­ста­вить с ван­да­лиз­мом направ­лен­ным на раз­ру­ше­ние самых цен­ных и жиз­нен­но важ­ных иде­а­лов чело­ве­че­ско­го обще­ства добра, спра­вед­ли­во­сти, гуман­но­сти, люб­ви и веры. Сим­во­лич­ным для этих вар­ва­ров стал момент демон­стра­тив­но­го сожже­ния Свя­щен­но­го Кора­на на пло­ща­ди, под защи­той либе­раль­ных инстру­мен­тов, кара­ю­щих пра­вой рукой то, что им не нра­вит­ся и остав­ля­ют то, что кощун­ствен­но для осталь­ных нор­маль­ных людей.

3. Мы одним голо­сом под­дер­жи­ва­ем «Осно­вы госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки по сохра­не­нию тра­ди­ци­он­ных духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей», утвер­жден­ные Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сии. Вве­ден­ные в нашей стране зако­но­да­тель­ные запре­ты на сме­ну пола, вовле­че­ние в извра­щен­ные сек­су­аль­ные отно­ше­ния и их про­па­ган­ду, раз­ру­ше­ние тра­ди­ци­он­ных ген­дер­ных отно­ше­ний в семье и в обще­стве и подоб­ные пато­ло­ги­че­ские откло­не­ния не при­ем­ле­мы и не под­дер­жи­ва­ют­ся все­ми сло­я­ми насе­ле­ния без исклю­че­ния. Мы так­же насто­я­тель­но сове­ту­ем пред­ста­ви­те­лям дру­гих стран обра­тить вни­ма­ние на исклю­чи­тель­ный опыт Рос­сии на пути сохра­не­ния чело­ве­че­ской исто­рии, её мора­ли и иден­тич­но­сти.

4. Защи­та рели­ги­оз­ных свя­тынь, защи­та Роди­ны — обя­зан­ность любо­го граж­да­ни­на, любой стра­ны и любой рели­гии. Весь мир явля­ет­ся сви­де­те­лем, рав­но­душ­но­го мол­ча­ния кол­лек­тив­но­го запа­да, на пре­ступ­ле­ния про­тив чело­веч­но­сти совер­шен­ные сего­дня и вче­ра под их друж­ное умал­чи­ва­ние. Что еще раз обли­ча­ет двой­ные стан­дар­ты и поли­ти­че­ское лице­ме­рие запад­ных дер­жав.

Исхо­дя из это­го мы счи­та­ем поли­ти­ку и пози­цию нашей стра­ны и дру­гих стран борю­щих­ся за прав­ду, исклю­чи­тель­но един­ствен­ным пра­виль­ным путем отста­и­ва­ния суве­ре­ни­те­та и защи­ты рели­ги­оз­но тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей.

Мы при­зы­ва­ем миро­вое сооб­ще­ство, на Восто­ке и Запа­де вне зави­си­мо­сти от рели­ги­оз­ных и кон­фес­си­о­наль­ных раз­ли­чий, воз­дер­жать­ся от необ­ду­ман­ной рито­ри­ки и необос­но­ван­ной кри­ти­ки про­ис­хо­дя­щих про­цес­сов на миро­вой арене.

Мы при­зы­ва­ем деле­ги­ро­вать реше­ние воз­ни­ка­ю­щих гло­баль­ных меж­го­су­дар­ствен­ных поли­ти­че­ских, наци­о­наль­ных вопро­сов тем инсти­ту­там, кото­рые про­фес­си­о­наль­но на высо­ком уровне зна­ют их предыс­то­рию и явля­ет­ся спе­ци­а­ли­ста­ми в обла­сти исто­рии, гео­по­ли­ти­ки, мак­ро­эко­но­ми­ки, поли­то­ло­гии и так далее.

5. Мы пред­ла­га­ем пере­фор­ма­ти­ро­вать неко­то­рые фор­мы пода­чи инфор­ма­ции и про­па­ган­ды СМИ для моло­де­жи, доба­вить новые мето­ды доне­се­ния инфор­ма­ции до раз­лич­ных сло­ев обще­ства, под­нять имму­ни­тет под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния в рас­по­зна­ва­нии деструк­тив­ных идео­ло­гий и воз­зре­ний и их свое­вре­мен­но­го иско­ре­не­ния на пер­вых ста­ди­ях внед­ре­ния.

Мы счи­та­ем, что в этих целях, будет целе­со­об­раз­ным про­ве­де­ние моло­деж­ных и обще­ствен­ных соци­аль­ных иссле­до­ва­ний и опро­сов, постро­ен­ных на пси­хо­ло­ги­че­ском ана­ли­зе усво­я­е­мо­сти инфор­ма­ции для раз­ных сло­ев наше­го обще­ства.

Так­же счи­та­ем необ­хо­ди­мым про­ве­де­ние мас­со­во­го и тар­ге­ти­ро­ван­но­го лик­беза для актив­ных и пас­сив­ных сло­ев обще­ства, по акту­аль­ным вопро­сам, часто ста­но­вя­щи­ми­ся поро­хо­вой боч­кой без долж­но­го при­смот­ра, таким обра­зом сдер­жи­вать про­во­ка­ции из вне.

6. Счи­та­ем необ­хо­ди­мым про­ве­де­ние в ислам­ских обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях разъ­яс­ни­тель­ной рабо­ты в виде лек­ций и семи­на­ров для всей вовле­чён­ной ауди­то­рии о вре­де и пагуб­но­сти рас­про­стра­нив­ших­ся идей «так­фи­ра» (лож­ное обви­не­ние в веро­от­ступ­ни­че­стве), кото­рые про­ти­во­ре­чат тра­ди­ци­он­ным, нрав­ствен­ны и ислам­ским осно­вам.

7. Мы собрав­ши­е­ся на эту меж­ду­на­род­ную кон­фе­рен­цию обра­ща­ем осо­бое вни­ма­ние на роль рели­ги­оз­но-про­све­ти­тель­ских орга­ни­за­ций в деле фор­ми­ро­ва­ния лиди­ру­ю­ще­го обра­за Рос­сии на меж­ду­на­род­ной арене как веду­ще­го защит­ни­ка и про­па­ган­ди­ста тра­ди­ци­он­ных духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей миро­во­го зна­че­ния. Рос­сия сде­ла­ла, то, что не мог­ли сде­лать круп­ней­шие монар­хи­че­ские стра­ны, чьи госу­дар­ства постро­е­ны на рели­ги­оз­ных дог­ма­ти­че­ских прин­ци­пах. Рос­сия гром­ко заяви­ла о воз­вы­шен­но­сти здра­во­го ума и бла­го­ра­зу­мия и его пре­вос­ход­стве над либе­раль­ны­ми пред­рас­суд­ка­ми. Мы при­зы­ва­ем к созна­нию всех кто нас слы­шит, если оно у них есть вер­нуть­ся к бла­го­род­но­му и корен­но­му досто­я­нию каж­до­го наро­да, века­ми сбе­ре­жён­ная в нед­рах циви­ли­зо­ван­но­сти.

Важ­но отме­тить, участ­ни­ка­ми кон­фе­рен­ции в очном фор­ма­те ста­ли свы­ше 70 чело­век, общее коли­че­ство гостей кон­фе­рен­ции соста­ви­ло 350 чело­век. В кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие рели­ги­оз­ные дея­те­ли, руко­во­ди­те­ли рели­ги­оз­ных и свет­ских обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, пред­ста­ви­те­ли орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти и сило­вых струк­тур Кара­чае­во-Чер­ке­сии, Моск­вы, Татар­ста­на, Ады­геи, Крас­но­дар­ско­го края, Чеч­ни, Даге­ста­на, Север­ной Осе­тии, Кал­мы­кии, Кры­ма, Баш­ки­рии, Став­ро­поль­ско­го края и ино­стран­ные рели­ги­оз­ные дея­те­ли Сирий­ской Араб­ской Рес­пуб­ли­ки, Егип­та, Казах­ста­на, Кыр­гыз­ста­на, Фран­ции, Швей­ца­рии, Ита­лии и Бель­гии.

Напом­ним, орга­ни­за­то­ром кон­фе­рен­ции высту­пил «Кара­чае­во-Чер­кес­ский Ислам­ский Инсти­тут Име­ни Има­ма Абу Хани­фа» при под­держ­ке Фон­да под­держ­ки ислам­ской куль­ту­ры, нау­ки и обра­зо­ва­ния, Пра­ви­тель­ства Кара­чае­во-Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки, а так­же Духов­но­го управ­ле­ния мусуль­ман Кара­чае­во-Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ИСЛАМСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ИМАМА АБУ-ХАНИФА © 2025